Трасологичекая экспертиза
Трасология (от французского trace - след и греческого logos - слово, учение), и если следовать дословному переводу, то трасология это не что иное, как учение о следах
Трасологическая экспертиза – это исследования следов-отображений, обломков, обрывков, осколков, образующихся в результате повреждений или разрушений различных объектов, запирающих и фиксирующих устройств, а также некоторых изделий, несущих на себе следы промышленного, кустарного или самодельного изготовления
Трасология является одним из разделов криминалистики (криминалистической техники), который занимается разработкой научно-технических средств и методов обнаружения, изъятия и фиксации, а также исследования следов
Предметом трасологической экспертизыявляется экспертиза следов в целях установления образовавшего их объекта и экспертиза механизма (условий) образования следов.
Объектами трасологической экспертизымогут выступать практически все предметы материального мира, которые имеют свойства к отображению.
В зависимости от объектов, подлежащих исследованию, можно выделить следующие виды трасологической экспертизы:
- экспертиза следов человека;
- экспертиза орудий, инструментов и механизмов;
- транспортно-трасологическая экспертиза;
- экспертиза следов животных
Задачи трасологической экспертизы:
- установление тождества человека по оставленным им отпечаткам пальцев, ладоней (рук), босых ног;
- установление тождества по следам его зубов оставленных на каких либо предметах (продуктах питания и т.п.);
- установление тождества обуви по следам оставленным на почве, полу, других объектах;
- установление тождества орудий и инструментов по оставленным ими следам (удара, разреза, распила, взлома и т п.).
При невозможности установить индивидуальное тождество иногда удается определить видовую принадлежность объектов исследования.
Трасологическое исследование позволяет установить:
- силу, направление воздействия ( с какой стороны осуществлялся взлом, в каком направлении нанесен удар);
- каким способом и орудием открывался данный замок, перепилена или перекушена дужка замка;
- нарушалась ли целостность пломбы и каким способом;
- не уничтожалось ли рельефное изображение номерных обозначений на кузове и агрегатах конкретного транспортного средства (заводским ли способом нанесены макрировочные обозначения на кузове и агрегатах транспортного средства);
- каким способом они уничтожены и не наносились ли на их месте другие (новые) обозначения;
- составляли ранее одно целое данные обломки доски, стеклянного изделия, куски проволоки и т.п.; каким способом они были разъединены (разрушены);
- каким транспортным средством оставлены следы на дороге; не оставлены ли следы конкретными покрышками;
- в каком направлении двигалось транспортное средство;
- а так же решения других задач поставленных перед экспертом в рамках его компетенции.
Успешное решение задач, поставленных перед экспертом органом назначившим трасологическую экспертизу, зависит от правильности и полноты подготовки материалов, направляемых для исследования, их надлежащего изъятия, упаковки и транспортировки, обеспечивающих сохранение их свойств.