Трасологичекая экспертиза

Трасология (от французского trace - след и греческого logos - слово, учение), и если следовать дословному переводу, то трасология это не что иное, как учение о следах.

img13

Трасологическая экспертиза – это исследования следов-отображений, обломков, обрывков, осколков, образующихся в результате повреждений или разрушений различных объектов, запирающих и фиксирующих устройств, а также некоторых изделий, несущих на себе следы промышленного, кустарного или самодельного изготовления.

Трасология является одним из разделов криминалистики (криминалистической техники), который занимается разработкой научно-технических средств и методов обнаружения, изъятия и фиксации, а также исследования следов.

Предметом трасологической экспертизыявляется экспертиза следов в целях установления образовавшего их объекта и экспертиза механизма (условий) образования следов.

Объектами трасологической экспертизымогут выступать практически все предметы материального мира, которые имеют свойства к отображению.

В зависимости от объектов, подлежащих исследованию, можно выделить следующие виды трасологической экспертизы:

  • экспертиза следов человека;
  • экспертиза орудий, инструментов и механизмов;
  • транспортно-трасологическая экспертиза;
  • экспертиза следов животных.

Задачи трасологической экспертизы:

  • установление тождества человека по оставленным им отпечаткам пальцев, ладоней (рук), босых ног;
  • установление тождества по следам его зубов оставленных на каких либо предметах (продуктах питания и т.п.);
  • установление тождества обуви по следам оставленным на почве, полу, других объектах;
  • установление тождества орудий и инструментов по оставленным ими следам (удара, разреза, распила, взлома и т п.).

При невозможности установить индивидуальное тождество иногда удается определить видовую принадлежность объектов исследования.

Трасологическое исследование позволяет установить:

  • силу, направление воздействия ( с какой стороны осуществлялся взлом, в каком направлении нанесен удар);
  • каким способом и орудием открывался данный замок, перепилена или перекушена дужка замка;
  • нарушалась ли целостность пломбы и каким способом;
  • не уничтожалось ли рельефное изображение номерных обозначений на кузове и агрегатах конкретного транспортного средства (заводским ли способом нанесены макрировочные обозначения на кузове и агрегатах транспортного средства);
  • каким способом они уничтожены и не наносились ли на их месте другие (новые) обозначения;
  • составляли ранее одно целое данные обломки доски, стеклянного изделия, куски проволоки и т.п.; каким способом они были разъединены (разрушены);
  • каким транспортным средством оставлены следы на дороге; не оставлены ли следы конкретными покрышками;
  • в каком направлении двигалось транспортное средство;
  • а так же решения других задач поставленных перед экспертом в рамках его компетенции.

Успешное решение задач, поставленных перед экспертом органом назначившим трасологическую экспертизу, зависит от правильности и полноты подготовки материалов, направляемых для исследования, их надлежащего изъятия, упаковки и транспортировки, обеспечивающих сохранение их свойств.

Наши партнеры